Век XIX.
Сторожевая комиссия |
Известный
астраханский краевед
Адольф Николаевич Штылько,
являвшийся членом
Городской Управы, в своей
книге "Астраханская
летопись", изданной в 1897
году типографией Н.Л.
Рослякова, писал, что 11
апреля 1877 года
"Постановлено учредить
ночной обывательский
караул в помощь полиции и
за счет домовладельцев".
К тому времени, Астрахань
была разделена на шесть
городских районов, с
присвоением каждому
цифрового обозначения от
1-го до 6-го. Под этими же
номерами числились и
полицейские участки
города. Императорский
указ, предписывающий
разделить город на 6
участков, 17 околотков и 36
постов, поступил в
Астраханское губернское
правление в 1863 году.
Окончательное же
разделение Астрахани на
участки, как
свидетельствует
"Летопись", было
завершено к 1869 году.
Для оказания помощи
городской полиции, для
усиления охраны, как в
пожарном, так и в
полицейском отношениях,
предотвращения краж,
грабежей, буйств, а также
для обеспечения тишины и
спокойствия в вечернее и
ночное время в Астрахани
были учреждены ночные
сторожа. Количество
сторожевых участков и
постов, их деление в
районах ночной охраны
определялось Городской
Управой и Сторожевой
Комиссией, при этом
требовалось обязательное
соглашение
Полицеймейстера. В
дальнейшем эти вопросы
подлежали рассмотрению и
утверждению в Городской
Думе.
Согласно, Обязательного
постановления об
учреждении ночных
сторожей в г. Астрахани,
изданного 17 июля 1902 года,
на всех без исключения
владельцев недвижимости,
что располагались на
сторожевых участках, а
равно на казенные,
общественные и церковные
здания возлагалось
содержать за свой счет на
территории своих участков
по одному сторожу,
нанимаемых Сторожевой
Комиссией.
В примечании этого
постановления говорилось:
"Никто из владельцев
недвижимостей, а также
казенныя, общественныя и
церковныя здания не
освобождаются от платежа
денег на содержание ночных
сторожей, нанимаемых
Комиссией, хотя бы они
имели особых частных
сторожей или часовых,
поставленных от войск".
Статья 108 Городового
Положения определяла, что
"Содержание ночных
караулов в городах
составляет натуральную
повинность
домовладельцев. Эта
повинность может быть
обращена в денежную путем
установления думою или
собранием уполномоченных,
по соглашению с
домовладельцами, особаго
сбора с сих последних, но
не обязат. постановлением
губернатора о содержании
ночных караулов и
постановлением собрания
гор. уполномоченных о
раскладке сбора на
содержание ночных
караульных между жителями
города". (Ук. Сен. 2 авг. 1900
г. № 8019; Городовое
Положение, С-Петербург, 1910
г., № 8701).
Сторожевая Комиссия
осуществляла найм и
увольнение ночных
сторожей, занималась
сбором с домовладельцев
денежных средств для
содержания ночных
сторожей, а также
расходованием этих денег
на необходимые нужды,
связанные с организацией
сторожевой службы.
Находящуюся при Городской
Управе Сторожевую
Комиссию возглавлял
председатель, который
являлся одним из членов
Управы, либо избирался
Городской Думой. В состав
этой комиссии входило не
менее 12 членов (по два
человека от каждого
полицейского участка),
избираемых на
определенный срок из числа
домовладельцев города.
Стоимость сторожевых
участков складывалась
"…а) из суммы годичнаго
жалования сторожу и б)
некоторой суммы на
покрытие расходов по
содержанию канцелярии
Сторожевой Комиссии,
распределяется Комиссией
между владельцами
недвижимостей данного
участка по числу погонных
саженей протяжения
дворовых мест а там, где
это почему либо будет
неудобно, по доходности
имущества или особой
оценке, по усмотрению
Комиссии".
На владельцев недвижимых
имуществ возлагалось
производить плату на
содержание ночных
сторожей через кассу
Городской Управы
ежемесячно или вперед за
каждую треть года.
Два последних параграфа
Обязательного
постановления об
учреждении ночных
сторожей в г. Астрахани
предусматривали, что
заявления по всем вопросам
и недоразумениям,
возникающим относительно
сторожевой повинности, а
также жалобы по вопросам
ненадлежащего несения
сторожевой службы
подаются в Сторожевую
Комиссию, либо ее
председателю. Жалобы же на
действия самой Сторожевой
Комиссии обращаются в
Городскую Управу.
Избранная Сторожевая
Комиссия в своей
повседневной деятельности
руководствовалась
Инструкцией для
Сторожевой Комиссии,
которая включала в себя 10
параграфов правил
неукоснительных для
исполнения. Данная
Комиссия осуществляла
контроль над точным
применением Обязательного
постановления о ночных
сторожах. Обязанности
среди членов Комиссии
распределялись по их
взаимному согласию. Все
возникающие проблемы,
касающиеся ее
деятельности, выносились
на заседания и чтобы
решить тот или иной вопрос
требовалось присутствие
не менее пяти членов
Комиссии, в том числе и ее
председателя. При
Сторожевой Комиссии была
создана канцелярия, в
которой состояли на службе
делопроизводитель и
необходимый штат писцов.
Хочется подчеркнуть, что в
ходе изучения архивных
документов Сторожевой
Комиссии у нас сложилось
мнение, что все
делопроизводство велось
на довольно-таки высоком
уровне. Служащие
канцелярии четко знали
свои функциональные
обязанности и исполняли их
с должным прилежанием, к
тому же обладали хорошими
(по тому времени) знаниями
грамматики. В целях
упорядочения
делопроизводства в
канцелярии велись
следующие книги:
· Кассовая книга;
· Книги для расчета с
домовладельцами;
· Расчетная книга
сторожей;
· Квитанционная книга
текущих платежей и
недоимок;
· Штрафной журнал.
В указанные сроки,
согласно Городового
Положения для городских
учреждений, канцелярия под
контролем председателя
Сторожевой Комиссии
готовила отчетность по
приходу и расходу, после
чего данный отчет
представлялся в Городскую
Управу. На канцелярию
также были возложены
задачи по составлению
списков владельцев
недвижимости, которые
находились на территории
ночной охраны, кроме того,
домовладельцы
уведомлялись повестками о
причитающихся с них сумм
на содержание ночных
сторожей.
С недобросовестных, либо
уклоняющихся от платежей
домовладельцев деньги
взыскивались Комиссией в
соответствии с
существующим узаконением.
Статья 63 Городового
Положения определяла, что
"Содержание в городах
караулов составляет
натуральную повинность
всех домовладельцев,
которая в силу п. 7 ст. 63 Гор.
Пол., может быть переложена
на особый с домовладельцев
сбор, при чем сбор этот
подлежит взиманию с тех из
домовладельцев, которые
изъявят на то свое
согласие, прочие же должны
отбывать эту повинность
натурою, пока не примкнут
добровольно к уплате
упадающей на их долю части
сборов; при этом, в случае
уклонения домовладельца
от отбывания повинности в
той или иной форме,
городскому общественному
управлению принадлежит
право принять меры к
выполнению этой
повинности за счет
домовладельца, если этот
последний не выполнит
повинности к назначенному
городским управлением
сроку, а затраченныя таким
путем суммы взыскиваются в
порядке, определенном для
взыскания недоимок
казенных и общественных
сборов". (Ук. Сен. 7 мая 1908
г. № 5570; Городовое
Положение, С-Петербург, 1910
г., № 8701).
Все имеющиеся денежные
средства, которыми
располагала Сторожевая
Комиссия, находились на
хранении в кассе Городской
Управы. Необходимые суммы
денег, связанные с
расходами выдавались из
кассы по ассигновкам,
подписанным Председателем
Комиссии и на основании
издаваемого
постановления. Также, из
имеющихся в ведении
Комиссии остатков
сторожевых денег, либо из
сумм налагаемых штрафов на
сторожей за ненадлежащее
исполнение своих
обязанностей она была
правомочна награждать
сторожей за заслуги по
службе, за предупреждение
краж, задержание воров и
грабителей.
Найм на службу ночных
сторожей входил в
компетенцию Сторожевой
Комиссии, причем их
комплектование
производилось из числа
лиц, достигших
совершеннолетия,
физически сильных,
способных выполнять
возложенные обязанности,
кроме того, они не должны
были состоять под
следствием и судом, а также
должны быть
неопороченными
приговорами судов за
уголовные преступления и
проступки. В случаях
выявления чинами полиции
несоответствующих своему
назначению нанятые
сторожа подлежали
немедленному удалению от
должности по требованию г.
Полицеймейстера. На весь
период их службы, паспорта
у сторожей изымались и
сдавались на хранение в
канцелярию Сторожевой
Комиссии, о чем им
выдавалась от нее
квитанция. Особой
инструкцией ночные
сторожа наделялись
широкими полномочиями,
особенно по пресечению
краж, грабежей и пожаров,
происходивших в вечернее и
ночное время, в их задачи
входило оказывать
всяческое содействие
чинам полиции по
задержанию
злоумышленников, а также
буйствующих и
бесчинствующих лиц. В
пятом параграфе
Инструкции для Сторожевой
Комиссии сказано:
"Ночные сторожа
снабжаются от Сторожевой
Комиссии головными
бляхами с нумером участка
и надписью "Ночной
сторож", каковые бляхи
они должны носить на себе
при отправлении
сторожевой службы". А
кроме всего прочего,
личный состав ночных
сторожей во время службы
должен был иметь при себе
свисток и палку.
Свою немаловажную роль в
развитии существовавших
обывательских караулов
сыграла Инструкция для
ночных сторожей в г.
Астрахани от 1902 года. Так,
ночные сторожа
закреплялись за
сторожевыми участками
города, где и должны были
нести свою службу в строго
установленное Сторожевой
Комиссией время, но для
всего этого еще
требовалось и согласие
Полицеймейстера. Каждому
сторожу, Комиссия выдавала
расчетную книжку, в
которую записывала
получаемое им жалование,
"…если же он книжку свою
утеряет, то расчет с ним
делается по записям в
книгах Комиссии, против
каковых записей сторож
никаких споров заявлять не
может".
Жалование за службу
выдавалось сторожу в
первый день каждого месяца
за отработанное время, а
при поступлении на службу,
с удержанием из этого
жалования трех залоговых
рублей, на случай
наложения на него штрафа
за недобросовестное
исполнение обязанностей.
"Эти залоговыя деньги
возвращаются сторожу
обратно при увольнении его
от службы, если только не
окажется нужным пополнить
из них наложенный на него
денежный штраф".
Нанятый ночной сторож
подлежал немедленному
увольнению Комиссией в
случае неодобрения
полицией, либо за
неисправности по службе.
Но если сторож решил
уволиться по собственному
желанию, то за семь дней
должен был уведомить
Комиссию о своих
намерениях, а в случаях
если это правило
нарушалось со стороны
сторожа, он удерживался на
службе до тех пор пока
Комиссия не находила ему
замену. Но если сторож
самовольно оставлял
службу, то его
рассчитывали на день
окончания службы, причем
вносимый им залог в
размере трех рублей ему не
выдавался.
Если сторож не мог выйти на
службу по уважительным
причинам, например, в
случаях его болезни или
его родных, либо
случившегося несчастия в
семье, инструкция
обязывала заблаговременно
сообщить об этом в
Комиссию, иначе за
неисполнение данного
предписания он
подвергался штрафу.
Каждому ночному сторожу,
Комиссия выдавала
головную номерную бляху,
расчетную книжку и
инструкцию для сторожей,
кроме того, во время
несения службы он должен
был иметь при себе палку и
свисток. "Свистком
сторож призывает на помощь
соседних сторожей или
городовых, также отвечает
на сигналы чинов полиции
поверяющих сторожей".
Во время службы сторож
должен был соблюдать
определенные нормы
приличия, ко всем без
исключения лицам,
обратившимся к нему
проявлять уважение и быть
вежливым, иметь опрятный
внешний вид и быть одетым
по времени года. Им
запрещалось покидать свой
пост, а также без
необходимости, либо по
приглашению посторонних
лиц посещать дома и лавки.
Как между собой, так и с
проходящими гражданами
сторожам на посту
воспрещалось ведение
праздных разговоров.
Каждый сторож должен был
владеть информацией о том,
где на его участке живут
чины полиции, врачи,
повивальные бабки, где
расположены аптеки и
лечебные учреждения, знать
все прилегающие улицы и
фамилии всех живущих
домовладельцев. Во время
обхода территории участка
сторожа в обязательном
порядке должны были
обращать внимание на
состояние целостности
дверей, окон и запоров на
домах и торговых
помещениях. Сторожевой
Комиссией на ночных
сторожей возлагалось
производить постоянный
обход всей территории
участка, причем движение
по нему они должны были
совершать по улицам
придерживаясь их середины.
Инструкция регулировала
порядок действий сторожа
при обнаружении на его или
соседнем участке пожара. В
таких случаях он должен
был немедленно поднять
тревогу, разбудить жильцов
горящего дома и дворника,
сообщить о происшествии
ближайшему постовому
городовому, привлекая при
этом на помощь сторожей
соседних участков.
В обязанности сторожа
входило вести наблюдение
за теми, кто проходит, либо
проезжает по его участку, а
всех лиц с ношами,
вызывающих подозрение
опрашивать и задерживать,
после чего передавать
таковых по постам
городовому. Бдительность
сторожа должна была быть
направлена и на проезжих
извозчиков, необходимость
в нужный момент пресечь
какие-либо споры и грубое
обращение последних с
седоками. В этих случаях
сторож должен был
запомнить и передать
полиции номер экипажа,
особенно если извозчик
находился в нетрезвом
состоянии. На
обслуживаемом участке в
ночное время, как правило,
сторож должен был
проявлять полное
содействие проходящим
женщинам, если к ним против
их воли приставали
мужчины. По заявлениям
обиженных женщин виновные
подлежали немедленному
задержанию и передавались
чинам полиции для
привлечения к
ответственности.
Лица, которые в ночное
время занимались
расклеиванием писанной,
либо печатной продукции на
заборах и стенах подлежали
задержанию и передачи в
руки полиции. Аналогичным
образом сторожами
передавались в
распоряжение полиции
пьяные и буйные, а также те,
кто внезапно заболел на
улице.
Однако в статье 108
Городового Положения
говорится о следующем:
"Обязанность
караульщиков - охранять
имущество обывателей, но
они не могут быть
привлекаемы обяз.
постановлением гор. думы к
исполнению обязанностей,
относящихся до предупр. и
пресечения преступлений
(напр., обязанность
задерживать
подозрительных людей с
ношею), до охраны порядка
вроде наблюдения за
извозчиками и оказания
содействия пассажирам в
случае невежливаго
обращения извозчиков, так
как обязанности этого рода
отнесены, по закону, к
предметам ведомства
полиции". (Ук. С. 1903 г. №
3718; Городовое Положение,
С-Петербург, 1910 г., № 8701с.
249.).
В 17 параграфе Инструкции
сказано: "При входе во
двор дома или в парадныя
двери подозрительных лиц,
хотя бы свободно открывших
запоры своими
собственными ключами,
сторож вызывает звонком
дворника дома и сообщает
как ему, так и ближайшему
городовому о своем
подозрении".
За деятельностью ночных
сторожей был установлен
строжайший контроль со
стороны городской полиции,
последним они должны были
во всем оказывать
содействие, четко
исполнять все их законные
требования, связанные с
охраной порядка и
общественного
спокойствия.
Инструкции для Сторожевой
Комиссии и для ночных
сторожей в г. Астрахани от
1902 года были подписаны
Председателем Сторожевой
Комиссии членом Городской
Управы Е. Никитиным, а
также членами Комиссии - А.
Ждановым, А. Аваковым, Л.
Шмариным, Ип. Пряхиным, Ив.
Сергеевым.
В таком виде возложенные
функции на Сторожевую
Комиссию при Городской
Управе, просуществовали до
1913 года.
|
|
|
Век
XIX.
Сторожевая
комиссия |
Век
XX.
Промышленная
милиция |
|
|